Американское частное разведывательно-аналитическое агентство Stratfor отреагировало на сообщение о кончине начальника ГРУ Игоря Сергуна, подняв тему конкуренции между различными российскими спецслужбами и унизительном положении, в котором оказалась ФСБ РФ в связи с ситуацией на Украине.
Сергун возглавил Главное разведывательное управление в 2011 году, в то время, когда позияия ГРУ по отношению к ФСБ и СВР была не самой сильной. Оба ведомства пытались получить контроль или, по крайней мере, влияние на разведывательные операции в ближайшем зарубежье. Сергун смог консолидировать ГРУ и укрепить позиции военной разведки в ряду других спецслужб, напоминают американские разведчики.
К тому времени различные российские спецслужбы уже давно соперничали за власть. И тот факт, что Владимир Путин являлся выходцем из КГБ, не давал ФСБ значительного преимущества. По мнению Stratfor, российский президент сознательно сохранял равновесие между различными службами, что, вообще-то, является трудным подвигом в мире интриг и шпионажа.
Паритет был нарушен последние два года и произошло это из-за событий на Украине. Вина за неспособность Москвы предвидеть свержение президента Виктора Януковича и приход к власти прозападного правительства была во многом возложена на ФСБ. По некоторым данным, из-за этого в Федеральной службе безопасности произошла реорганизация, а ответственность ГРУ за украинскую ситуацию была усилена, и это стало унижением для ФСБ.
ГРУ и ФСБ конкурировали за контроль над разведывательной деятельностью на Украине в течение 2014 и 2015 года. Косвенными доказательствами этой борьбы можно считать ротацию лидеров пророссийских сепаратистов в Восточной Украине и отдельные сообщения украинской разведки.
Также, утверждает Stratfor, ФСБ испытывает затруднения с сохранением своих позиций внутри России, в частности, в Чечне. Отдельные вопросы связаны с контролем такого актива, как Роснефть. Проблемы ФСБ, предположительно, могут быть связаны с таинственными исчезновением Путина в марте 2015 года и убийством оппозиционера Бориса Немцова.
Последние события не позволяют прийти к определенным выводам по поводу текущей борьбы за власть. Четыре месяца назад ходили слухи, что один из крупнейших спонсоров ГРУ, Владислав Сурков, вновь потерял "украинский портфель". Сурков, наряду с покойным Сергуном, являлся архитектором гибридной войны на востоке Украины и занимался координацией действий донбасских лидеров. Теперь, сообщают украинские источники, влияние ФСБ на сепаратистских лидеров усилилось.
Неожиданная смерть руководителя одного из крупнейших конкурентов ФСБ ставит целый ряд вопросов. Во-первых, сомнения вызывает официальная версия смерти Сергуна. Источники в правительстве России говорят о сердечном приступе в Москве 4 января. Однако источники Stratfor говорят, что генерал-полковник скончался в первый день нового года в Ливане. Второй вопрос - возможные изменения российской стратегии на Украине. Кроме того, интерес вызывает кандидатура возможного преемника Сергуна на посту начальника ГРУ. Кремлевские наблюдатели допускают, что ведомство может возглавить невоенный человек, имеющий личные связи с Путиным. Продвижение ультралоялиста на эту позицию будет означать намерение российского президента усилить контроль над спецслужбой, добавив еще один слой защиты для себя и своего окружения.
Ближайшие месяцы покажут, как ФСБ воспользуется встряской в ГРУ, вызванной смертью Сергуна.